Гуманизация пенитенциарной среды в СИЗО


Гуманизация пенитенциарной среды в СИЗО
Лишение свободы должно быть направлено на исправление и дальнейшую интеграцию человека с обществом вопреки его угнетению и духовному разрушению. Этому должны способствовать гуманные условия содержания в пенитенциарных учреждениях, а также социальная и психологическая помощь заключенным. Под гуманизацией понимается создание условий, в которых личность заключенного начинает проявлять активность в осознании своей вины, идет навстречу всем предъявляемым просоциальным требованиям, меняет свои криминальные установки и ценности, извлекает уроки из прошлой жизни т находит основание для нового личностного роста. Гуманизация отбывания наказания включает и активную помощь заключенным предоставлением конструктивной информации о перспективных сторонах их личности и деятельности. Создание гуманистической среды преследует и формирование у заключенного ответственности за свою будущую жизнь, социально-ориентированные планы.

Гуманизация отбывания наказания предполагает переход от карацентризма к возрождению законопослушной личности. Для этого предполагается создание в СИЗО "социально-терапевтических зон" и вовлечение заключенного в СИЗО в активную деятельность по хозяйственному обслуживанию, предоставление им свиданий с родственниками, открытие на территории изолятора храмов, библиотек, спортивных комплексов, участие в культурно-массовых мероприятиях, своевременное рассмотрение жалоб, предупреждение недовольства условиями содержания, создание ценностно-конструктивной среды отбытия наказания (эстетическое оформление помещения, включая камеры), благоприятные возможности для дальнейшего жизненного роста (участие в выставках, написание картин). Связь карательных (режимных) и психологических мер воздействия через воспитательную деятельность предполагает обеспечение глубокой психологизации исполнения наказания. Знание особенностей психологии осужденных является необходимой предпосылкой для правильной организации взаимоотношений с ними, для достижения цели исправления (Л.А. Высотина, В.Д. Лутанский, Л.А. Дворниченко, С.В. Бабурин). Перед воспитателями и психологами ИУ стоит сложная задача, помочь человеку просоциально измениться, добиться того, чтобы осужденный сам стремился к исправлению. Крайне важно здесь привлечь к оказанию социальной помощи осужденным и различные общественные организации.

(С.В. Бабурин)

Литература: Алферов Ю.А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях. - Домодедово, 1994; Дикань В.И. Актуальные проблемы деятельности СИЗО и тюрем в свете современных требований МВД РФ. - Домодедово, 1994; Пищелко А.В. Психолого-педагогические основы ресоциализации личности осужденного. - Домодедово, 1995; Шамис В. Д. Основные средства воздействия на осужденных и механизм их реализации. - М., 1996; Рыбак М.С. Воспитательная работа как средство ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях. - Саратов, 1998; Бабурин С.В. Психолого-педагогические условия адаптации и дезадаптации заключенных: Автореф. дис. .. канд. психол. наук. - СПб., 1999.


Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. . 2003.